Звонок на сайт: 8 (921) 137-30-60

Реклама

Реклама

Сергей Голубев: "Здоровому волку, чтобы прокормиться, в год нужна тонна мяса"

9210
Председатель первичного охотколлектива «Рысь» Сергей Голубев: «Здоровому волку, чтобы прокормиться, в год нужна тонна мяса».

Гость радиостудии «Шекснинская волна» ­ Сергей Николаевич Голубев, председатель первичного охотничьего коллектива «Рысь» Шекснинского районного общества охотников и рыболовов.

    - ­ Сергей, охота для вас –  не просто хобби, это часть жизни. Вы уже 7 лет являетесь председателем первичного коллектива «Рысь». Расскажите, что это за коллектив, кто в него входит, и с какой целью он создавался? Какие леса в вашем ведении?
     ­ - Мы с друзьями-­охотниками решили объединиться и создать такой первичный коллектив, чтобы проводить биотехнию - ­ сеять поля, устраивать кормовые площадки и солонцы, а также бороться с браконьерством, если сталкиваемся с такими случаями, и, конечно, охотиться. Большинство охотится на крупнокопытного зверя.
      Наши леса – это леса Домшинского охотхозяйства: урочище Середнево – деревни Волково, Сельцо, Середнево, Пронино. Граничим с Вологодским районом, с Кущубским охотхозяйством, с Кипелово. Территория большая – настоящие дремучие еловые леса ­ - там мы и присматриваем за зверьем и охотимся.
     16 человек входят в наш охотколлектив, все с большим стажем. Правда, в этом году совсем молодой охотник пришел – 22 года – сын нашего товарища ­ - теперь вместе с отцом охотится. Мы рады всем, главное, чтобы человек хотел работать. Работы много. Надо поля вспахать и посеять, солонцы сделать и дороги пропилить – освободить от завалов, чтобы проехать можно было. И так каждый год.
    - ­ Сергей, расскажите, как делают солонцы, и зачем они нужны?
    - ­ Обычно в осиновой  колоде выпиливается углубление в виде корыта, в которое кладется обычная каменная соль­-лизунец. Дело в том, что поваренная соль ­ - важный компонент питания лосей, да и других животных тоже.  А в природе у нас соли мало, поэтому необходимо устраивать искусственные солонцы. Соль нужна самцам в период роста рогов, а самкам, когда они вынашивают детенышей. Это благотворно сказывается на численности лося, да и для охоты это хорошо. Зверь всегда держится в районе солонцов. На территории нашего лесного участка утроено семь солонцов, поэтому нам нужно семь кусков соли, каждый по 28­-30 килограммов. Весной на снегоходах, пока можно проехать, эти лизунцы  мы развозим по местам сразу на весь год.
    - ­ А много ли вы сеете зерновых?
    - ­ Наш коллектив засевает пшеницей и овсом четыре поля по одному гектару каждое. Медведь выходит на овсах кормиться, тут на него и  охотятся. Но в этом году не было достойных трофейных медведей, поэтому охотники ни одного не отстреляли. Мелковаты мишки.
    - ­ Как часто вам приходится встречаться с браконьерами?
    - ­ Довольно часто. Причем среди них есть и чужие­-пришлые, и свои охотники.  Всяко бывает. Трудно, конечно, поймать с поличным, да и нет у нас полномочий. Поэтому, если мы кого-­то увидим, то мы звоним Михаилу Майеровичу Потылицыну – он приезжает, пишет протокола и оформляет все документы.
     - ­ Сергей, на счету вашего охотколлектива немало волков. Наверное, много нужно труда потратить, чтобы зафлажить их и отстрелять? Каким был нынешний сезон?
    - ­ Давно мы этим занимаемся – у всех стаж большой – и раньше, пока нашего коллектива не было, охотились на волков. Ездили по всему Шекснинскому району флажить, где были волки замечены.
    - ­ Как это происходит? Вам звонят и говорят, что видели следы волка или самого серого?
    - ­ Да, звонят. Порой охотники из других районов дают нам знать, когда группа волков уходит от них в шекснинские леса. Приезжаем на место и начинаем искать волка – стараемся его обойти на лыжах, чтобы волк остался в кругу. Потом флажим.
    - ­ А сколько метров флажков нужно? Участки­-то ведь огромные!
    - ­ Самый оптимальный радиус для охоты на волка – 3­-5 километров. Так что у нас и до 14 километров флажков уходило. Мы сами делаем – и катушки, и флаги – шьем, нафталиним, чтобы резкий запах отпугивал зверей. Покупаем только нить.
    - ­ А волк боится только красных флажков?
    - ­ Не знаю. Мне кажется, что главное – не цвет, а запах от флажков. Запаха человека не только волк ведь боится, но и кабан, и лось, и медведь. Зверь старается уйти от запаха. А когда мы флажим, запах замыкается – некуда идти, и зверю остается бегать в кругу.
    - ­ Волк, к примеру, внутри, а вы что делаете?
    - ­ Стрелки встают по периметру – там, где больше вероятность того, что волк попытается вырваться из оклада. А загонщики гонят  его –  волк и выходит под выстрел. Последняя охота у нас была 23 февраля. Мы отстреляли волчицу. В ноябре месяце мы шесть волков зафлажили, но удалось отстрелять только трех, остальные ушли. Самого крупного волка из этой стаи отстрелял Алексей Васильевич Удавков.  У меня на личном счету один волк: я стоял на номере, сначала услышал волка, хотя они крадутся очень тихо, потом и самого увидел. Это был небольшой самец – с одного выстрела уложил. Потом ждал, пока загонщик удостоверится, что никого в окладе не осталось. Потом снимаем флажки. Нельзя уходить с номеров до конца охоты. Бывало, новички уйдут со своего места, и в этом месте волк проскочит – вся наша работа насмарку.
   -  ­ А что потом вы делаете с волками?
   -  ­ Волков регистрируем, пишем бумаги, шкураем. Бывает, что скупщики шкуру купят, бывает – нет. Обычно за отстрел волков давали денежное вознаграждение, но почему-­то в этом году отменили. Но еще выдаются лицензии без очереди – если, например, двух волков отстреляешь, то дадут лицензию на лося. Это важно.
    - А лося в этом году удалось вам добыть?
    - ­ У нас  одна лицензия на лося была –  ее отстрелял Алексей Васильевич Удавков. И были лицензии на кабана – одного отстрелял Алексей Сергеевич Кузнецов. На территории, которую мы курируем, в достатке лось, а вот кабанов стало очень мало – спад популяции. Колхозов меньше, сеется меньше – кормовая база сократилась, и численность кабанов сразу снизилась. А волки каждый год отовсюду приходят к нам  – несколько стай по 10­-15 особей. В этом сезоне наш коллектив пятерых волков ликвидировал. И еще знаю, что двух отстреляли другие охотники в нашем районе.
    - ­ Сергей, а были в нашем районе случаи, когда волки нападали на людей?
    - ­ Нет. На людей не нападают, а вот собак много поели – лаек, гончих. Они стараются подкараулить собаку, которая гонит зайца. Мою гончую практически у меня на глазах съели – на бегу, только проверещать успела. Если домашний скот подвернется, -­ тут же съедят. Но их традиционная пища – кабан, лось. Одному хорошему здоровому волку в год, чтобы прокормиться, нужна тонна мяса. А если стая, представьте, сколько мяса надо!
    - ­ То есть, вы, снижая численность волков, сохраняете популяции кабана и лося?
    - ­ Конечно! Волки же потомство – маленьких лосят и кабанчиков - в первую очередь съедят. Это очень умные и хитрые звери. Они везде ходят. Даже к жилой деревне подходят на 10 метров – к крыльцу дома, ко двору – не боятся. В этом сезоне в деревнях Сельцо и Волково волки были. В Светилово так прямо по деревне ходили – по дороге, по огородам у людей. Но на волка сезон не заканчивается, если где­то встретим свежие следы и удастся волка обойти, то мы возьмем разрешение и с егерями объединимся и отстреляем. Волка разрешено отстреливать  круглый год.
    - ­ Сергей, зимний сезон охоты закончился. Готовитесь к весеннему?
    - ­ Да. Осматриваем технику, готовим ее к пахоте. Развозим лизунцы. Работы много.
    - ­ Спасибо за беседу.
Печатную версию подготовили
Екатерина МАРОВА, Надежда СМИРНОВА.
 
Аудио программа: 

Еще новости

Реклама